Авиньонский фестиваль

Что такое Авиньонский фестиваль? Это точка пересечения творческих траекторий передовых авангардистов, смесь различных направлений и стилей. Это истина, у которой есть лицо и тело. Здесь зрители открыты навстречу чему-то дерзко-новому.

Автор: Ксения Бурняшева

Каждый июль в Авиньоне происходит показ театральных и балетных постановок различных стран, среди которых не малый успех произвели и артисты из России. Основная программа фестиваля включает в себя последние мировые достижение в сфере искусства.avignion

Фестиваль в Авиньоне в 1947 году основал Жан Вилар — знаменитый французский актер и режиссер, который основал Марсельский Национальный народный театр Theatre National Populaire (TNP). Фестиваль включает в себя четыре большие фазы своего эволюционирования. (1947-1963; 1964-1979; 1980-2003). С 1947-1963 авиньонский фестиваль оставался делом единственного человека, единственного места и соответственно одной общей душой. Желание его создателя состояло в том, чтобы тронуть молодую публику театром, отличным от того, который существовал в то время в Париже – сделать его более демократичным. Вилар хотел возвратить в театр коллективное искусство, искоренить из него дух, похожий на закрытое судебное заседание, заставить публику дышать искусством. Он стремится создать содружество артистов, которые каждый июль будут собирать под открытым небом благодарную публику. Фестиваль становится стержнем французского театрального возрождения. Он освещает и поддерживает различные театральные направления. В 1951 году Жанна Лоран, директор Спектаклей в государственном секретариате Изобразительных искусств, которая поощрила идею Жана Вилара в 1947, поняла, что Фестиваль имеет успех и что политика децентрализации завоевала публику. 17 июля 1951 года появляется Национальный народный театр Франции (TNP) и команда Авиньонского фестиваля становится его ядром. До 1963 года у Национального театра и Фестиваля один и тот же покровитель, его создатель – Жан Вилар, который стимулирует культурную активность организации, привлекает туда новую публику. Вилар организовывает летние центры, обеспечивает публику жильём.

Жан Вилар

Жан Вилар

Демократичность виларовского театрального движения успешно сочеталась с её национальным характером. Основная программа авиньонского фестиваля собирает театральный бомонд. Здесь представляются зарубежные постановки и проекты. В 1980 у Фестиваля появляется новый администратор – Бернар Фэвр д`Арсье, который старался приглашать как можно больше иностранцев и организовал «национальные сезоны», которые представляли индийский, русский, а затем восточноазиатский и латиноамериканский театры. В 2003 году фестиваль переживает кризис после того, как правительство провело реформу заработной платы.

Первые балетные спектакли появились на Фестивале лишь к концу 60-х, после приглашения в Авиньон Мориса Бежара. Хореография позволила раcширить национальные границы. После Бежара в Авиньон прибыла Майя Плисецкая, национальный балет Кубы, «Танц театр» Пины Бауш и труппу Мерса Каннингема. Новое поколение танцевального театра даёт сильный прорыв: Даниель Месгишь (Король Лир), Филипп Кобэр (Танец чёрта), Пина Бауш, Жан-Клод Галотта и др. Параллельно с Фестивалем создаётся «Офф» — разбросанные группы вначале местных трупп, а затем и молодые команды, прибывшие со всех четырёх сторон Франции. Это становится настоящим летним праздником и встречей специалистов и любительской театральной публикой.

©Jérôme Ubassy

©Jérôme Ubassy

Главным направлением авиньонского фестиваля (после драмы) по-прежнему остаётся современный танец и балет. Русский балет приходит в Авиньон в 1967-м году, когда Морис Бежар показывал на фестивале «Мессу для нынешних дней». После знакомства с Лилей Брик Ролан Пети поставил для Авиньона балет по стихам Маяковского «Зажгите звёзды!» Также специально для фестиваля в 1968 году был представлен балет «Бхакти». Азербайджанские хореографы Рафига Ахундова и Максуд Мамедов создают хореографическую миниатюру «Мугами». На авиньонском фестивале её с успехом исполнили Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Вначале 70-х на сцену Авиньона выходила Майя Плисецкая в «Кармен-сюите» на музыку Родиона Щедрина.

В 1993 году в Авиньоне отдавали почести легендарной антрепризе Сергея Дягилева – «Русским балетам». В парадном дворе Папского дворца артисты балета показали новые версии трёх знаменитых балетов «Русских сезонов»: «Видение Розы» Вебера-Фокина-Бакста (1911), «Парад» Сати-Пикассо-Кокто-Мясина (1917) и «Свадебку» Стравинского Нижинской-Гончаровой (1923). В 1997 русская программа завоёвывает триумф на Фестивале. Она стала не меньшей вехой в истории отношений с театром на Западе, чем Чеховский фестиваль. Зрителям Авиньона предстало простое открытие, что нюансы человеческих взаимоотношений могут стать также предметом театрального и хореографического искусства.

В 2016 году в Авиньоне был представлен глобальный международный проект «Санкт-Петербург – Авиньон. Санкт-Петербургские сезоны – 2016», по инициативе Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева, совместно с руководством Авиньона. На данном проекте публике были представлены шедевры хореографии XIX — XX веков, которые связывают русскую и французскую балетные культуры: «Шопениана» в постановке М. Фокина и Большое классическое pas из балета «Пахита» на музыку Людвига Минкуса в хореографии Мариуса Петипа. В 2015 г. эти постановки восстанавливали педагоги театра, среди которых – один из крупнейших специалистов по реставрации балетной классики – Сергей Вихарев.

В истории фестиваля прослеживались и неудачные моменты. При Бернаре Фэвр д`Арсье Фестиваль постепенно превращается в выставку достижений народного искусства, в показ лучших спектаклей Европы за несколько предыдущих сезонов. Фестиваль задумывался как ежегодное место встреч для обмена культурными достижениями между Западом и Востоком. С момента его основания в нём активно участвовали поляки, венгры и русские. Теперь ситуация несколько изменилась, оставив Россию если не на обочине, то за практически незаметной плёнкой равнодушия, которое всё чаще испытывает Европа, в ожидании авангарда.

Культурный обмен, который в данный момент продолжает настраиваться между Францией и Россией, и между Авиньоном и нашими столицами, должен привести к размытию границ между свободой европейского и полным контролем российского искусства.

Каждый год Совет министров культуры государств – членов ЕС выбирает определённое число городов культуры. Несколько городов, в числе которых находится и Авиньон получили поддержку ЕС в организации концертов и глобальных культурных мероприятий. Если проанализировать взаимоотношения России и Франции в сфере культуры, то можно заметить, что они реализуются на двух уровнях: «классика» и «современность». К классическому уровню относятся символы культуры нашей страны, которые у любого зрителя пользуются успехом. Это балет и опера Большого и Мариинского театров, хор имени Пятницкого, ансамбль имени И. Моисеева и ансамбль «Берёзка». Второй уровень – современный, в отличие от первого, пока что развит намного хуже. Политика полного контроля, которая присуща как российскому театральному, так и хореографическому искусству снижает возможность участия России в таких фестивалях как Авиньонский. А ведь именно такой социальный запрос может подарить нашей стране большие перспективы.

По материалам статьи: Ксения Бурняшева

Фотографии: на французской стороне, La Croix

(Visited 182 times, 1 visits today)

Оставить комментарий

Connect with:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *