CUF. Впечатления. Татьяна Дворникова

Salut mes amis! Представляю вашему вниманию увлекательнейший рассказ Тани Дворниковой — о знакомстве с французским языком и учёбе в Collège Universitaire Français

«Оставайтесь с нами, оставайтесь с нами!»(с)

Автор: Татьяна Дворникова

Язык

Мое знакомство с французским произошло в пятом классе. Это было в начале нулевых, когда видеокассеты с сериалом “Элен и ребята” и Джо Дассен, звучавший из старого магнитофона во время урока, были главным развлечением школьника. Поскольку язык был вторым, внимания ему уделялось гораздо меньше, чем английскому. А отсутствие интереса к преподаванию у самой учительницы только побуждало нас чаще списывать со шпаргалок, вложенных в тонкие круглые пеналы или под парту. Как сейчас помню, особенно сложно было запомнить постановку аксанов. Еще бы, ведь никто не объяснял логику их использования.

tatianad

В итоге с французским мои отношения не заладились, но я изо всех сил старалась не сдаваться и стала изучать его в университете, на ФИППе в РГГУ. Мой интерес подогревался только тем, что на французском была написана уйма прекрасных книг, которые не то чтобы очень хотелось почитать в оригинале, а попросту не было другой возможности — их еще не перевели. Французская политическая философия XX века, очерки по культурологии, социологические этюды, анализирующие феномен подростковых бунтов. Мне вообще эта страна, со своим глубоким и живым интересом к изучению гуманитарных наук и человека, производству другого типа знаний, казалась какой-то оторванной от остальных западных государств, менее “капиталистичной” и более “человечной”. В последнем, к сожалению, регулярно приходилось разубеждаться, но если взялся, то ходи.

Попытка №2

С Францией тет-а-тет я встретилась в 2011 году. После очень тяжелой и нервной работы преподавателем в Болгарии мой знакомый предложил мне вместе сгонять на 10 дней в Париж. Там у меня завязались длительные отношения и с этой страной, и с молодым человеком. В обоих случаях эти отношения продолжаются по сей день.

Если взглянуть на аудиозаписи на моей странице в ВК, можно подумать, что люблю я в основном французский хип-хоп. Притом достаточно грязные по содержанию тексты.

Это нет так. Почти не так.

Просто в 2014 году, во время моей второй поездки во Францию, рыжая француженка Канэль, вместе с которой мы жили одном доме, посоветовала учить язык с помощью хип-хопа. Она вполне богемно проводила время: проглатывала день за днем романы, валялась круглые сутки в пижаме с мелким цветочным узором, а по вечерам во время готовки слушала новые команды и воспроизводила своим милым ртом все искусные ругательства.

Сразу скажу — ее советы так учить язык ни черта не помогли. Я до сих пор неважно говорю и пишу на французском, хотя проблем с пониманием сложных текстов нет. К счастью, это не мешает мне учиться на втором курсе Французского университетского колледжа в Москве, на отделении “франкофонов”, и, надеюсь, не помешает через три месяца защитить диплом по социологии.

Колледж

Несмотря на то, что все занятия на французском, а социология требует знания терминологии и хорошей базы, учиться в колледже несложно. Некоторых этот процесс поглотил настолько, что они готовы после получения диплома заново поступать и выбирать уже другую дисциплину. На потоке я встречала двух таких студенток — они в CUF уже более пяти лет и, кажется, это не предел.

Я тоже получаю от учебы удовольствие.

В этом году в рамках написания диплома для M1 я занимаюсь исследованием женских тюрем в России. Изучаю, как женщины адаптируются в местах лишения свободы и как в закрытом тюремном пространстве формируются нормы, иерархия и сегрегация. Моим дипломом руководит Корин Ростан, одна из первых социологов, которая стала заниматься проблематикой пенитенциарной системы во Франции, в частности женскими исправительными учреждениями. До нее были другие исследователи, конечно, Фуко, но они писали в основном о мужчинах.

Аналогично и в России. Есть десятки достойных работ, которые описывают тюремный социум, но опять же, в центре внимания — мужчины. Не знаю, связано ли это с неординарностью нашей тюремной субкультуры, воровскими понятиями и большим интересом к изучению криминального мира, но дефицит внимания по отношению к женским зонам очевиден. Ими интересуется только криминология или в редком случае психиатрия — поскольку ставит во главу угла понятие девиантности.

У социологии другой подход. И то, как его дают в CUF, кажется мне вполне адекватным. Система обучения предельно демократичная, если не считать каких-то редких организационных моментов, которые, вероятно, затесались из МГУ-шной среды (просто не забывайте угощать шоколадками Ангелину).

biblio

В CUF интересно учиться, потому что все темы актуальны и злободневны. Два года назад, например, курс по философии нам читал Жан-Касьен Билье: этика суррогатного материнства, этика ведения войны, этика эвтаназии и глобального здравоохранения. Одни названия семинаров интригуют. А зная то, что их читают лучшие в своем деле, безусловно подкупает.

Оставить комментарий

Connect with:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *