«Сена встречает Париж». Прогулки и поиски.

В 1958 году на фестивале в Каннах в номинации «короткометражный фильм» победила документальная лента Йориса Ивенса с бесхитростным названием — «Сена встречает Париж» — столь же наивным и поэтичным, как мелодия его главной инструментальной темы. Такие мотивы очень быстро становятся достоянием всего города благодаря юрким уличным мальчишкам, насвистывающим их без устали.

 

La Seine a rencontré Paris 2

Автор: Наталья Баландина

Музыкальная интонация фильма Ивенса заставляет вспомнить знаменитую песню из картины Рене Клера «Под крышами Парижа» (1930), сблизившую, казалось бы, непримиримых оппонентов – немое и звуковое кино. Работа, в которой звук и изображение дополняли друг друга, показала, как будет взаимодействовать с новой эстетикой французская художественная традиция, восходящая к искусству провансальских трубадуров, городскому фарсу и мелодраме.

Именно в творчестве киноимпрессионистов берет начало сквозная тема французского кино – «город  и река». Местом действия многих кинопроизведений 1920–1930-х годов становится Париж, главный герой дебютной комедии Рене Клера «Париж уснул» (1923). Во второй половине 1920-х годов на экране появятся три ярких документальных фильма о французской столице: «Только время» (1926) Альберто Кавальканти, «Башня» (1928) Рене Клера и «Пари экспресс» (1928) Пьера Превера. Йорис Ивенс в это время снимает картину об Амстердаме «Дождь» (1929). Молодой документалист, не применяя музыку как таковую, открыл богатые музыкальные возможности изображения, обнаружив незаурядные художественные способности.

Увидев в явлении дождя сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой, он решил показать те изменения, которые происходят в жизни города под его влиянием, а именно как меняются походка людей, настроение, цвет и состояние окружающей природы в этот момент. «Дождь в высшей степени фотогеничен, так как он свет и движение одновременно, а Амстердам с его каналами аккумулирует эту тему, потому что это город воды», – писал режиссер.

La Seine a rencontré Paris 5

Ткань фильма целиком пронизана импрессионистическим восприятием, безраздельным восхищением перед совершенством природы. Спустя почти 30 лет Ивенс сделает фильм о Париже, объединивший главные темы его первых работ, изобразительные принципы кинематографа 1920-х годов и опыт звукового кино, обращенный к литературной традиции и тесному взаимодействию изображения, музыки и слова. Вышедшая в конце 1950-х годов лента голландского классика снова оказалась на стыке времен: документальная короткометражка, в которой собрались патриархи, вторглась в новый исторический и художественный контекст, когда образ мира и искусства менялся с космической скоростью. Автором поэтического комментария к фильму был Жак Превер – легендарный сценарист эпохи 1930–1940-х годов, ключевая фигура в истории французской культуры. Изобретательно придуманный и тщательно разработанный образ места, в основном снятый в декорации, – особенность стиля Превера и его постоянного соратника Марселя Карне.

Французская музыкальная и поэтическая традиция, и в частности поэзия Превера, – один из источников вдохновения отечественного музыкального и кинематографического искусства 1960-х годов, существовавшего в диалоге с ней. Или, скажем иначе, оттепельная стилистика обретает поддержку в этом культурном слое благодаря знакомству с художественными явлениями, еще недавно скрытыми за «железным занавесом».

Примечательна история создания картины, объединившей документалиста, поэта и историка кино. Предложение Ивенса участвовать в работе над документальным фильмом о Париже конца 1950-х годов Превер принял охотно – его привлекла возможность вернуться к заветной теме. В этом сотрудничестве он угадал еще нечто, выходившее за рамки конкретного материала, – взаимодействие эстетики документального и художественного кино, отход от традиционного жанра кинорепортажа и потребность кинопублицистики в поэзии. Голландский мастер давно мечтал снять фильм о Париже,  и когда историк Жорж Садуль предложил идею рассказа об отношениях французской столицы и реки, сформировавший ее облик, он с радостью согласился. Ивенс – кинематографист, которого с полной уверенностью можно назвать гражданином мира, предпочитал работать в международном содружестве над масштабными проектами, приглашая к сотворчеству выдающихся писателей и музыкантов. Замысел этой камерной картины отвлек режиссера от большой эпической формы – острая социальная проблематика предыдущих работ Ивенса здесь уступает место поэтическому эссе о городе. Все выразительные средства в данном случае были направлены на создание живописной образной системы. Садуль писал о замысле «Сены…»: «Настоящая “идея фильма” – это не обзор видов побережья, не документ по навигации, не новый ракурс знакомства со знаменитыми памятниками. Главное (то, что выражает название), – это встреча города и реки. Картина Парижа 1957 через тех представителей, которых столица посылает к Сене»( Козлов Л. Искусство видеть // Искусство кино. 1961. № 4. 2   Sadoul G. Opinion sur «La Seine a rencontré Paris» // Ivens I. 50 ans de cinema. P. 40).

La Seine a rencontré Paris 3

В замысле Садуля и особенно в сценарном решении Превера обнаруживается связь с самой историей города. Сравнение Парижа с кораблем, имеющее древние корни, превратилось в устойчивую традицию. Город и река дарят друг другу себя, отдавая в придачу вольный воздух природы Франции и историю ее столицы, прохладу прибрежных лесов и искусство старинных мастеров, кочевое движение вод и прочность камня. В этом союзе соединяются человек и природа, строгость хода времени и неизменность покровительства земли. Форма и диспозиция домов в Париже напоминают очертания самой древней его части и ключевое понятие его латинского девиза (Fluctuat nec mergitur — «Зыблема, но не потопима»). Здания здесь напоминают праздничные корабли, входящие в гавань после долгого плавания. Это дома–стрелки, стоящие на месте слияния двух улиц. Их гладкие бока напоминают аккуратно сложенные крылья птиц, готовые в любой момент неожиданно раскрыться. Образы, которыми богат Париж, вдохновили воображение голландского режиссера, с детства влюбленного в прихотливую стихию воды.  Ивенса интересует движение Сены, соединяющее столицу, провинцию  и океан: «Мы наметили основную линию фильма: Сена от истоков до дельты, ее брак с Парижем, ее счастливая и несчастная судьба».

La Seine a rencontré Paris 1

Этот угол зрения и поэтическое сходство города с кораблем и подсказали режиссеру основной метод съёмки и идею композиции произведения. Сена возникает в первых же кадрах, после вступительных титров, поясняющих, что «в этом фильме нет актеров, есть просто мужчины, женщины, дети, которые любят Сену». Она врывается мощным потоком сквозь открытый шлюз и заполняет все экранное пространство, словно забирая в плен зрителя. Это проникновение в городские чертоги начинается  с пересечения границы предместий. Зритель вместе с режиссером вовлекается в это скольжение, которое может быть созерцательным путешествием, а может перерасти в безостановочный бег.

La Seine a rencontré Paris 4

 

Общей основой построения картины становится ритм – именно ритмическая организация определяет выбор и сочетание выразительных средств. Смена ритма и тональности повествования отражаются в музыке  Филиппа Жерара, которая постепенно рождается из шумового аккомпанемента воды, пробивающейся через шлюз, из грохота разгружаемой баржи, из утреннего гомона каменщиков, из прозрачности занимающегося дня. Незадолго до этого начинают звучать белые стихи Жака Превера,  в которых место классической рифмы занимают внутреннее ритмическое созвучие, многочисленные повторы и рефрены. Эти слова неторопливо текут, словно по собственному желанию, непринужденно и независимо от формальных принципов, их природа родственна журчанию воды  и законам музыки. Камера и стихи движутся в унисон, обращая внимание зрителя на плавность рассказа, незаметность монтажных переходов, мягкость интонации, которые продолжатся в музыке, в ее основной аккордеонной теме.

И вот звучит мелодия, которая зрителю покажется знакомой, вбирающей давнюю любовь к этому городу, связанному густой сетью мостов и своим родовым происхождением с рекой. «Кто никогда не покидает город и все же непрестанно уходит, и так же непрестанно приходит вновь?.. Это – река, отвечает мальчишка, блестя глазами: а если город – Париж, то значит река – это Сена … Сена плачет, если ты плачешь и улыбается, чтобы ты не плакал, а когда пригреет летнее солнце, она смеется…»

По материалам »Город и дом в отечественном и французском кино 60ых гг.»

(Visited 265 times, 1 visits today)

Comments
  1. Леля

    Спустя почти тридцать лет Ивенс делает фильм о другом городе -Париже, одновременно созвучный атмосфере классической картины Рене Клера и своей ранней голландской ленты. Сена встречает Париж объединила главные темы первых фильмов документалиста, изобразительные принципы кинематографа 20-х годов и опыт звукового, обращенный к литературной традиции и тесному взаимодействию изображения, музыки и слова.

Оставить комментарий

Connect with:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *