О Сезанне и Прованских пейзажах. Анна Прокопенко

Salut, mes amis! Счастлива представить вам Аню Прокопенко, блогера и автора прекрасного Annie’s Cake Blog. Когда я нашла этот сайт, то просто не могла поверить своей удаче. Да и оторваться от каждой статьи было непросто. Аня пишет о том, что происходит вокруг и о том, что считает интересным. Её основные сюжеты посвящены путешествиям, отдыху, культурным развлечениям, искусству.

Вдохновения вам, дорогие читатели, и оставайтесь с нами!

Автор: Анна Прокопенко

Гора Сент-Виктуар

«Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной» Поль Сезанн

В сотый раз проезжая мимо горы Сент-Виктуар, сияющей холодным серым неподалеку от автотрассы близ Экс-ан-Прованса, прославленной благодаря многочисленным полотнам Поля Сезанна, я впервые задаюсь вопросом о том, почему художник раз за разом выбирал этот сюжет.

Невысокая и продолговатая, белесая горная гряда Сент-Виктуар встречается в десятках работ художника. Она то маячит слабо очертаным пятном на фоне, то служит композиционным противовесом для небольших прованских домов на горизонте, то становится полноправным центром внимания Сезанна.

Пролистав несколько альбомов, посвященных творчеству художника, прочитав статьи в Википедии, просерфив все интернеты, я, конечно, не нашла ответ на вопрос, в чем секрет любви Сезанна и Сент-Виктуар (очевидно, что его и не существует). Но зато наткнулась на несколько интересных гипотез, коими спешу поделиться.

Гипотеза первая — Очевидная

Поль Сезанн, сегодняшняя любовь и гордость горожан, родился и вырос в Экс-ан-Провансе. Будущий художник по настоянию отца изучал юриспруденцию в местном университете и по сей день принимающем студентов. Цвета и пейзажи Прованса служили вдохновением для первых неумелых работа Сезанна и центром притяжения его творчества после возвращения художника из Парижа. В таких условиях, неудивительно, что один из самых ярких природных акцентов Экс-ан-Прованса занимает почетное место в работах мастера.

 

Гипотеза вторая — Импрессионистская

Однако, Сезанн не был единственным почитателем красоты загадочной Сент-Виктуар. Пейзаж притягивал внимание многих художников, среди которых и Пикассо, и Ренуар, и Кандинский. (В исполнении последнего гору угадать сложнее всего). Объективно фотогеничная гора просто не могла не волновать воображение художников. Одна из распространенных теорий, объясняющих любовь Сезанна к этому пейзажу, апеллирует к уникальной игре солнечного света на склонах горы: яркое солнце Прованса, положение и цвет горы в разных сочетаниях дают совершенно разные оттенки. Сент-Виктуар умеет быть сурово-черной, нежно-розовой или беззаботно-сиреневой. Те, кто относят Сезанна к импрессионистам, заявляют, что множество вариаций художника на тему Сент-Виктуар обосновано именно желанием увековечить тот или иной ускользающий оттенок пейзажа.

Поль Сезанн - Сент-Виктуар

Гипотеза третья — Философская

Цвет действительно играл огромную роль в искусстве художника. Вернитесь к началу статьи, взгляните на эпиграф. Цвет — основное выразительное средство Сезанна, позволяющее едва ли не раскрыть секреты мироздания. Но это и не единственный доминирующий мотив в творчестве художника. Добавьте к стремлению выразить вселенную лишь с помощью цвета желание создавать монументальные, «музейные» произведения, в которых отчетливо прослеживается влияние классического искусства. Добавьте ко всему идею Сезанна о том, что «художник должен посвятить себя изучению природы и пытаться создавать картины, которые служили бы ее объяснением».

Идеальное сочетание природы, цвета и монументальности нашлось в близком от Экс-ан-Прованса пейзаже. А бесконечный поиск художника способа выразить свои идеи в самостоятельно созданных рамках заставлял Сезанна раз за разом воссоздавать Сент-Виктуар в своих работах.

Сент-Викутар

К слову, возможно, именно эти рамки дали толчок развитию кубизма и стали поводом для того, чтобы Сальвадор Дали в одном из своих интервью так выразился на счет своего коллеги:

«Le peintre le plus mauvais de la France s’appelle Paul Cézanne, c’est le plus maladroit, le plus catastrophique, celui qui a plongé l’art moderne dans la m… qui est en train de nous engloutir…»

«Худшего художника Франции зовут Поль Сезанн. Он — ужаснейшая катастрофа, окунувшая современное искусство в ***, в котором мы тонем.»

Оригинал статьи: anniescakeblog.com

Фотографии: anniescakeblog.com

Оставить комментарий

Connect with:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *